Москва
  closed-menu

Адгезия лакокрасочных материалов

Адгезия лакокрасочных материалов

Автор статьи:

Анатолий Геннадьевич Фомичёв

Свойство лакокрасочных материалов (ЛКМ) образовывать с основой прочное и ровное сцепление называют адгезией. Если ее показатель оказывается низким, то отделка не прослужит весь срок эксплуатации, обещаемый производителем, — на нем появятся трещины или расслоения. Чтобы предотвратить негативные последствия, необходимо использовать качественную эмаль и тщательно подготавливать поверхность.

Определение и виды

Следует различать понятия адгезии и когезии. Первое, согласно ГОСТу 28246-3917, – это процесс, который происходит на границе между ЛКМ и твердым основанием в результате взаимодействия на молекулярном уровне. Она определяет то, насколько эффективно происходит прилипание к нижней плоскости, и измеряется с помощью показателя адгезионной прочности. Когезия показывает, насколько надежно соединение отдельных составляющих в материале.

Лакокрасочное покрытие должно составлять единое целое без угрозы осыпания или расслоения. Для того, чтобы этого достичь, важно обращать внимание на следующие условия:

  1. Технологии сушки. Важно обеспечивать качественную вентиляцию, а также температурный режим для полного просыхания.
  2. Смешивание в точных пропорциях. Колеровка, разбавление растворителем или вливание отвердителя (в двухкомпонентных составах) должны происходить строго в соотношении, рекомендуемом производителем.
  3. Нанесение нескольких слоев. При этом каждый должен быть достаточно тонким, чтобы полностью просохнуть перед окрашиванием.
  4. Способ покраски. Технология распыления безвоздушного типа, при которой состав разбрызгивается при высоком давлении, обеспечивает максимальную адгезию краски. Ручное нанесение с помощью кисти или валика дает менее выраженный эффект.

Кроме соблюдения рекомендаций по использованию ЛКМ, прочность зависит от состава. Адгезия бывает двух видов:

  1. Механическая. Краска образует с поверхностью условное «замковое крепление», глубоко проникая внутрь. Если требуется увеличить прочность будущего лакокрасочного «барьера», то следует произвести абразивоструйную обработку. Такой метод позволяет сделать множество мелких неровностей для более надежного сцепления. В частности, такая обработка производится перед окрашиванием металла.
  2. Химическая. Слои образуют устойчивое химическое соединение, воздействуя на молекулярную структуру. Чтобы достичь наилучшей адгезии, важно использовать краску, состав которой подходит для нанесения на материал объекта — для подбора воспользуйтесь фильтрами на сайте «Русский цвет».

Как оценить прочность сцепления с поверхностью

Прочность соединения ЛКМ определяют с помощью параллельных и решетчатых надрезов в соответствии с ГОСТ 28574-2014.

Для точности данных исследование проводят не менее чем в 5 разных местах на участке покрытия 1 м². На просохшем покрытии делают около 5 параллельных надрезов до самого основания. В качестве инструмента используют скальпель или лезвие бритвы. Надрезы производят с отступом в 1-2 мм. Если нужна решетка, то между горизонтальными и вертикальными «полосами» расстояние должно строго выдерживаться: при толщине покрытия менее 60 мкм ячейки — 1х1 мм; если больше, то 2х2 мм. С помощью кисти области надрезов очищают.

Оценивают результат по 4-балльной шкале. На основе произведенной проверки определяют уровень адгезии.

Уровень показателя Поверхность ЛКМ Внешний вид
1 балл На краях надрезов и в местах пересечения «линий» отслоения не наблюдаются.
2 балла Замечены точечные отслоения не более 5 % от общей площади проведения теста: либо на краях, либо в местах пересечения краев «ячеек».
3 балла Локализация дефектов такая же, как и в предыдущем случае, но в размере от 6 до 35 %.
4 балла Отслоения занимают более 35 %.

На каждом участке, где проводилось исследование, выставляется оценка в баллах. Если расхождение между разными участками составляет более 1 балла, это означает, что технология нанесения ЛКМ была нарушена.  

Как подготовить поверхность

Перед началом работ окрашиваемый объект необходимо тщательно очистить от грязи, пыли, жира и других загрязнений с помощью мыльного раствора. При наличии пятен можно использовать растворитель. Если есть ржвачина или следы старой эмали, которая отслаивается, необходимо использовать шлифовальную машинку, стальную щётку или специальные химические средства.

Для получения максимального сцепления с базовым основанием специалисты рекомендуют придать плоскости шероховатый рельеф либо применить адгезионный грунт. Он в данном случае будет действовать как усилитель сцепления. Для этих целей подходят специальные краски и эмали «Русский цвет», которые можно подобрать в зависимости от типа поверхности. Грунт не только улучшает сцепление, но и защищает от коррозии, а также обеспечивает равномерное нанесение.

После высыхания грунтовки проводят шлифовку наждачной бумагой с мелким зерном — это обеспечит лучшее сцепление краски. Непосредственно перед нанесением поверхности обезжиривают с помощью спирта или специальных средств.

Чтобы достичь максимальной адгезии ЛКМ к поверхности, следует использовать качественные материалы, созданные по ГОСТу — их вы можете найти в каталоге на сайте «Русский цвет».

Адгезия лакокрасочных материалов

Адгезия лакокрасочных материалов
🖌Адгезия лакокрасочных материалов — полезная информация о работе с краской 🎨 от компании Русский цвет.
Спецпредложение:
  • ХС-010 Строительная ТУ - 95 р/кг
  • ХС-068 Строительная ТУ - 95 р/кг
  • ФЛ-03 Строительная ТУ - 95 р/кг
  • ХВ-16 Строительная ТУ - 100 р/кг
  • ХВ-124 Строительная ТУ - 100 р/кг
  • ХВ-785 Строительная ТУ - 100 р/кг
  • ХВ-0278 Строительная ТУ - 110 р/кг
  • ОС-12-03 Строительная ТУ - 120 р/кг